В Южном Судане зарегистрированы тысячи случаев заражения загадочной детской болезнью
В Южном Судане растёт количество случаев заболевания новой загадочной болезнью, получившей название кивательного синдрома. Болезнь поражает в основном детей в возрасте от 5 до 15 лет и резко ухудшает как физическое, так и интеллектуальное развитие больного.
Кивательный синдром получил своё название из-за характерных припадков, регулярно наблюдающихся у заболевших. Ребёнок тупо глядит как бы в никуда и при этом кивает головой каждые пять-восемь секунд. Типичный приступ продолжается несколько минут. Люди, впервые сталкивающиеся с болезнью, оказываются под сильным впечатлением от увиденного. Состояние заболевшего ребёнка быстро ухудшается. МРТ-анализ показывает, что мозг больного атрофируется, повреждается гиппокамп и важные для мозга клетки, известные как нейроглия. Особо велика вероятность приступа во время приёма пищи. Возможно, именно из-за этого больные также страдают от недоедания. Кроме того с ними чаще происходят несчастные случаи: страдающие кивательным синдромом нередко утопают или сгорают. Многие прекращают ходить в школу, а некоторые полностью изолируются из-за опасений, что болезнь заразна.
Кивательный синдром плохо изучен и становится заметной проблемой для стран восточной Африки, особенно для Южного Судана и Уганды, где он в основном распространён. Первые случаи заболевания были зарегистрированы ещё в 1962 году на юге Танзании. Десятки лет болезнь существовала в изолированных от большого мира уединённых горных районах этой страны, однако на рубеже веков она начала стремительно распространяться по югу Судана, а затем и на север Уганды.
По словам сотрудника Всемирной организации здравоохранения Абдинасира Абубакара, синдром уже поразил тысячи детей в Южном Судане. В Уганде министр здравоохранения в 2009 году сообщал о более, чем 2000 случаях заболеваний.
Для Южного Судана, ставшего независимым 9 июля, рост случаев заболевания кивательным сндромом вызывает опасения ещё и потому, что ограниченных возможностей нового государства не хватит для решения подобной угрозы. Поэтому эксперты сходятся во мнение, что суданцам требуется внешняя помощь со стороны международных организаций.«Проблема кивательного синдрома не может быть оставлена для решения зарождающемуся правительству Южного Судана», — говорит Мартин Опока, эпидемиолог, работающий в восточно-средиземноморском региональном офисе Всемирной организации здравоохранения в Каире, — «Они несомненно нуждаются в помощи со стороны международного сообщества.»
Исследования, проводимые Центром контроля и профилактики болезней США (ЦКПБ), показывают, что наиболее уязвимой группой являются дети нищих родителей. При этом никакой зависимости от употребляемой в пищу еды, а также от других культурных особенностей не обнаружено. Также эксперты сомневаются, в генетической природе синдрома, поскольку это предположение не может объяснить столь быстрого распространения заболевания. Активно обсуждается гипотеза паразитарного происхождения болезни. Вероятным кандидатом в возбудители является Onchocerca volvulus, червь-нематода, переносимый мошками и известный тем, что является причиной так называемой «речной слепоты» (или онхоцеркоза).
«Мы не можем доказать, что Onchocerca volvulus действительно попадает в мозг. Но мы не можем исключать, что не включаются автоиммунные процессы», — отмечает Андреа Винклер, нейролог-консультант в Мюнхенском техническом университете. Как бы то ни было наличие связи между паразитарным заболеванием и кивательным синдромом не объясняет, почему последний не наблюдается у взрослых и распространён исключительно в небольшом районе восточной Африки.
Команда ЦКПБ также исследует, не является ли причиной болезни наблюдающийся у больных дефицит витамина B6, или пиридоксина. Так, Скотт Доуэлл, директор Отдела глобального обнаружения заболеваний и реагирования на чрезвычайные ситуации США, обращает внимание, что существует редкое генетическое заболевание, называемое пиридоксин-чувствительная эпилепсия и вызывающее сильные приступы у детей, страдающих недостатком витамина B6. При этом припадок прекращается сразу же после ввода большой дозы витамина. Позже в этом году будут проведены клинические исследования, направленные на проверку гипотезы о связи между дефицитом пиридоксина и кивательным синромом.
Мартин Опока выражает надежду, что растущее в последнее время внимание к проблеме нового заболевания в конце концов приведёт к разгадке его тайны и позволит создать эффективное лекарство.