Самые интересные экзопланеты, открытые в 2013 году

Заканчивается 2013 год, и обычно в конце года принято подводить какие-то итоги. Мне показалось интересным вспомнить, какие в уходящем году были открыты необычные экзопланеты.

Число открытых внесолнечных планет в 2013 году приблизилось (а по некоторым данным уже превысило) 1000.

Самая маленькая экзопланета

В феврале было объявлено об открытии экзопланеты Kepler-37b, диаметр которой всего 3900 км — чуть больше, чем у Луны. Эта планета, обнаруженная телескопом «Кеплер», обращается вокруг своей звезды, похожей на Солнце, с периодом 17 дней, поэтому на ней должно быть очень жарко — около 400 градусов Цельсия.

Внешний вид Kepler-37b по мнению художника.

Самая землеподобная экзопланета

В конце октября астрономы сообщили об открытии планеты, более других похожих на нашу Землю. Kepler-78b имеет диаметр всего на 20% больше земного и на 80% тяжелее. К сожалению, она тоже расположена очень близко к своей звезде, год на ней длится каких-то 8,5 часа. Учёные подсчитали, что температура на этом двойнике Земли должна быть около 2000 градусов Цельсия.

Наверное, Kepler-78b выглядит как-то так (взгляд художника).

Потенциально обитаемые «водные миры»

В апреле учёные объявили об открытии планетарной системы у звезды Kepler-62. Причём две планеты из этой системы — Kepler-62e и Kepler-62f — потенциально могут содержать воду и даже, возможно, какие-то формы жизни. Обе планеты немногим больше Земли и находятся в так называемой «обитаемой зоне».

Kepler-62f в представлении художника.

Фотография самой маленькой экзопланеты

При помощи японского телескопа «Субару» астрономам удалось сфотографировать планету GJ 504b — газовый гигант размером с Юпитер. На настоящий момент это самая маленькая планета, которую удалось непосредственно заснять на камеру.

Это фотография, составленная из двух снимков на разных длинах волн в инфракрасном диапазоне (1,6 и 1,2 мкм). Звезда закрыта экраном, планета GJ 504b отмечена яркой белой точкой.

Голубая экзопланета

Экзопланета-гигант HD 189733b была открыта ещё в 2005 году, но только в 2013 году при помощи телескопа «Хаббл» астрономам удалось определить, что она имеет голубой цвет, и это стало первым наблюдением цвета экзопланеты. По мнению учёных, голубой цвет планете придают непрерывные дожди из плавленного стекла — температура на поверхности этого странного мира по оценкам должна достигать 900 градусов Цельсия.

Голубая экзопланета HD 189733b глазами художник.

Экзопланета с самой большой орбитой

В начале декабря была открыта планета HD 106906 b — газовый гигант, который в 11 раз тяжелее Юпитера. По данным наблюдений он обращается вокруг своей звезды по орбите в 650 раз больше земной и больше, чем у какой-либо другой из известных планет. Необычная находка заставила учёных задуматься о пересмотре сложившихся представлений о механизмах формирования планетарных систем.

Фотография планеты HD 106906 b и её звезды, полученная при помощи инфракрасной камеры, установленной на [Гигантский Магелланов телескоп](https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF). Экранированная звезда отмечена схематически, пунктиром показан размер орбиты Нептуна.
Фотография планеты HD 106906 b и её звезды, полученная при помощи инфракрасной камеры, установленной на Гигантский Магелланов телескоп. Экранированная звезда отмечена схематически, пунктиром показан размер орбиты Нептуна.

Первая экзолуна

И, наконец, буквально на днях, появилась статья, в которой авторы утверждают, что им, возможно, удалось открыть экзопланету со спутником. Это открытие было сделано методом гравитационного микролинзирования. К сожалению, полученные данные не могут быть однозначно интерпретированы, и с равной вероятностью открытый объект может оказаться небольшой звездой с планетой. Проверить ни одну из двух гипотез теперь уже невозможно — событие микролинзирования быстротечно и не повторяется.

Внесолнечная планета и её спутник в представлении художника.

Источник: Alien Worlds: The Top Exoplanet Discoveries of 2013 | Space.com